«Уроки добра»
своение представлений о нормах морали, регулирующих отношение человека к окружающим людям, материальным ценностям, к самому себе занимает одно из главенствующих мест в социально-эмоциальном развитии ребенка. Но, по мнению А. В. Запорожца, Я. З. Неверович, Е. В. Субботского, одного знания норм и правил недостаточно для того, чтобы они стали средством саморегуляции реального поведения ребенка.
При разработке содержания программы коррекции и развития социально-эмоциальной сферы старших дошкольников мы ориентировались на положение А. В. Запорожца о роли социальных эмоций в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Формирование представлений о нормах поведения связывается с осознанием моральной ценности доброжелательного отношения к окружающим, а эмоциональное предвосхищение позволяет спроектировать и прочувствовать свое поведение.
Необходимым условием эффективности программы является активное участие в ней педагогов и родителей. В соответствии с этим требованием программа реализуется в трёх направлениях:
· Педагог – психолог – родители.
· Педагог – психолог – педагоги группы.
· Педагог – психолог – дети.
Содержание работы по программе развития самосознания дошкольников в речевой активности «Уроки добра» заключается в реализации коррекционно-развивающей работы в форме специально организованных занятий.
В программе использованы материалы методического пособия «Развитие социального интеллекта дошкольников как средство их успешной социализации» МБДОУ ЦРР д/с № 42 «Русь» г. Ставрополя, под. общ. ред. Т.В. Поштарёвой, – Ставрополь: «Литера», 2017.-135с.
Программа занятий
Для того, чтобы быть успешным в делах, уметь общаться со сверстниками и взрослыми, каждый ребёнок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности ещё ограничены, но они совершенствуются и развиваются, и завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня.
Проявление заботы и внимания, помощь другому связаны с развитием мотивационного компонента социальной компетентности. Доброта, чуткость, справедливость, благородство, отзывчивость, откровенность формируются через надлежащие мотивы поведения и организацию направленных на их закрепление поступков, так как каждый мотив ребёнка, если он приобретает устойчивость, в будущем может стать чертой его характера.
Слово «характер» в переводе означает «печать», «чеканка». Тот или иной характер действительно накладывает отпечаток на всю жизнь человека. Недаром говорится: «Посеешь характер – пожнешь судьбу». Характер складывается в процессе общения и взаимоотношений с другими людьми. Он не сводится только к формам поведения, а является единством отношения к другим и способов его проявления.
Поэтому так важно постепенно научить детей понимать эмоции человека в дошкольном возрасте, «вскрывать» причины конфликтов. Но, конечно, значительно важнее профилактика конфликтов. Этому способствует развитие у детей социальной восприимчивости и компетентности на занятиях по программе "Уроки добра".
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»