«Краски (рисование)»
В современном мире, где рядом с надеждами живет тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма. Доктор философских наук, эстетик Е М Торшилова показывает, что приоритет общечеловеческих ценностей связан с таким более широким и более универсальным ,чем идеология, пониманием человека и единства человеческого рода , которое в равной мере базируется на его биологическом, психофизическом и культурном единстве. В условиях эстетического развития и эстетического воспитания, в отличии от других форм воспитания, задействованы все эти уровни развития человека как представителя рода.
Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. «Я убежден,- пишет один из крупнейших представителей английской теоретической мысли Херберт Рид, - что никогда до сих пор в мировой истории художественное воспитание не было так важно, как теперь, и как оно будет важно для грядущих лет… Я не хочу сказать, что художественное воспитание разрешит все проблемы. Но я думаю, что мы не можем сохраниться как цивилизованная нация, не развивая в значительной мере эстетический элемент жизни».
Эстетическая деятельность – это духовно – практическая, эмоционально – рациональная активность человека, содержанием которой является построение индивидуальной картины мира через создание выразительных художественных образов, а целью – гармонизация своих отношений с миром, моделирование образа «Я», формирование «Я» - концепции творца».
В современной эстетико – педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается, как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.
В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью…. Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.
Художественная деятельность – специфическая по своему содержанию и формам выражения активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством искусства.
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребенка, представляет собой систему специфических ( художественных) действий, направленных на восприятие , познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Изучение психологического механизма развития способности восприятия художественных образов (Венгер Л. А., Запорожец А. В. ) привело к выводу о взаимосвязи видимых свойств образа с имеющимся у ребенка эстетическим опытом (эстетической апперцепцией). Полнота и точность образов восприятия зависят, в связи с этим, от владения детьми выразительными средствами и эстетическими эталонами, которые ребенок присваивает так же, как всю духовную культуру ( Л.С.Выготский, В. С. Мухина ) и от уровня владения операциями по соотнесению их со свойствами художественного объекта.
Дошкольник в своем эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно - чувственного впечатления до возможности создания оригинального образа адекватными выразительными средствами. Движение от простого образа – представления к эстетическому обобщению от восприятия цельного образа как единичного к осознанию его внутреннего смысла и пониманию типичного осуществляется под влиянием взрослых, передающих детям основы социальной и духовной культуры.
Современный взгляд на эстетическое воспитание ребенка предполагает единство формирования эстетического отношения к миру и художественного развития средствами разных видов изобразительного и декоративно – прикладного искусства в эстетической деятельности.
К концу реализации программы дети проявляют
· эстетическую компетентность,
· творческую активность,
· эмоциональность,
· инициативность,
· самостоятельность и ответственность,
· стремление к самообучению,
· способность к самооценке.
Программа включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.
1. Способность эмоционального переживания.
Ребенок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведениям. Эмпатия и эмоциональные переживания возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально – эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно – эстетическая направленность.
2. Способность к активному усвоению художественного опыта(эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию( к поисковым действиям).
Общеизвестно, что художественный опыт передается ребенку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребенок приобретает основы знаний и преставлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» – изобразительно – выразительные средства. На этой основе у ребенка формируется практические художественные умения и в
результате – складывается опыт художественно – творческой деятельности.
Педагогу важно знать, что наиболее важными в эстетическом опыте являются способности, которые позволяют ребенку самостоятельно переносить свой опыт( уже знакомое и освоенное под руководством взрослого или в сотворчестве с ним) в новые условия и самостоятельно применять в творческих ситуациях.
3.Специфические художественные способности (восприятие, исполнительство и творчество).
В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей – художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состояться при условии овладения детьми обобщенными(типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.
Программа занятий
Программа направлена на:
1. Развитие эстетического восприятия художественных образов (в произведениях искусства) и предметов (явлений) окружающего мира как эстетических объектов.
2. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами.
3. Ознакомление с универсальным «языком» искусства – средствами художественно образной выразительности.
4. Амплификация (обогащение) индивидуально художественно – эстетического опыта( эстетической апперцепции) «осмысленное чтение» – распредмечивание и опредмечивание художественно- эстетических объектов с помощью воображения и эмпатии, (носителем и выразителем эстетического выступает цельный художественный образ как универсальная категория); интерпретация художественного образа и содержание, заключенного в художественную форму.
5. Развитие художественно – творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.
6. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии.
7. Создание условий для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно – эстетическом освоении окружающего мира.
8. Формирование эстетической картины мира и основных элементов "Концепции творца".
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»